К совершенству управленческого мастерства
Лидеры социологической науки обсудили в БелГУ проблемы социологии управления
15 сентября в Белгородском госуниверситете состоялся круглый стол «Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста». В числе участников дискуссии те, кто стоял у истоков отечественного социологического образования: главный редактор журнала «СОЦИС», член-корреспондент Российской академии наук, доктор философских наук Жан Тощенко, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент Российской Социологической Ассоциации, доктор философских наук Владимир Добреньков. Ведущие социологи России собрались в БелГУ для обсуждения проблем, возникающих в рамках феномена социально-технологической культуры, а также в целях подведения итогов очередного этапа развития российской социологии управления.
Ректор БелГУ, доктор социологических наук Леонид Дятченко, выступивший в роли модератора дискуссии, констатировал: «Мы должны сделать нашу социологическую площадку более интенсивной и активной!» Леонида Яковлевича поддержали коллеги. В частности, декан социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Добреньков сообщил, что для первого отечественного университета Белгородский госуниверситет был и остаётся надёжным партнёром и предложил совместными усилиями и впредь решать научные проблемы. После чего объявил о присвоении ректору БелГУ Леониду Дятченко звания Почётного профессора социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и вручил ему мантию, диплом и медаль за вклад в развитие социологического образования в России.
В центре поднятых на повестке дня проблем социологи обозначили проблему совершенства системы подготовки кадров. Леонид Дятченко подчеркнул, что специалист XXI века должен быть готов включиться во все социальные процессы. По словам заведующей кафедрой менеджмента и социальных технологий Липецкого государственного педагогического университета Ирины Бурмыкиной, главным требованием, предъявляемым к управленцам, является компетентность, которая заключается, прежде всего, в умении делать правильный выбор, находить оптимальное решение поставленной проблемы. В качестве необходимого элемента профкомпетенции выступает социально-технологическая культура. Однако сегодня желаемое и должное не всегда является реально действующим. «Из стен вуза выходит специалист, который если и знает о социальных технологиях, то мало способен применить их в профессиональной деятельности», – прокомментировала Ирина Викторовна. Социолог обозначила суть теории противоречий в сознании менеджеров: управленцы считают, что те социальные технологии, которые они знают, не востребованы практикой; напротив, востребованные технологии, по предположению менеджеров, недостаточно хорошо ими изучены.
Такое не совсем удачное положение вещей, пришли к выводу участники дискуссии, требует перемен. Заведующий кафедрой социологии и управления персоналом «МАТИ» – Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, доктор социологических наук Иван Болотин, предлагая переосмыслить содержание системы подготовки менеджеров, отметил, что западные учебники не являются пригодными для получения теоретических знаний. Ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук Владимир Чупров сделал акцент на то, что недопустимо бездумно применять западные технологии в образовании, поскольку они рассчитаны на другую культуру.
Профессор Владимир Добреньков подчеркнул важность модернизации образования именно ради подготовки хорошего специалиста. Обратившись к проблеме Единого госэкзамена (которая, кстати, с каждым годом обнаруживает ряд новых проблем), Владимир Иванович заявил, что у чиновников, участвующих в его введении, недостаточно социально-технологической культуры, так как они не спрогнозировали последствия реформы, и, в частности, её разрушительную силу на систему образования в целом.
Жизнь социума и каждого индивида в отдельности зависит от того, насколько он владеет социально-технологической культурой. Поэтому роль знания сегодня не просто не умаляется, а возрастает. «В Диссертационном докторском совете по социологии Белгородского госуниверситета успешно защищены 130 кандидатских и докторских диссертаций. Теоретические знания социологов всё больше востребованы на практике. Там где нет учёта обратной связи, нет нормального управления», – подытожил профессор Леонид Дятченко.
16.09.2009
<< Назад к списку | | Просмотров: 2293 |
Войти, чтобы оставить комментарий.